Тренерство в Counter-Strike

Тренер, тренерская деятельность — обыденные слова в спорте, однако для киберспорта такие слова в диковинку, во всяком случае, для Counter-Strike. Примеров тренерства единицы, потому что задача подготовки команды к турнирам, соперникам, разработка стратегий и т.д. обычно ложится на плечи капитана команды, то есть одного из пятерых игроков. Томи «lurppis» Кованен, бывший профессиональный игрок в Counter-Strike, в своей статье рассказывает, сможет ли тренер помочь французской команде Titan подготовиться к ESL One Cologne.

Еще в 2009 году я считал, что если Counter-Strike когда-либо станет больше, чем просто игра (в спортивном плане, что-то вроде футбола — прим. пер.), тренеры натурально станут шестыми игроками команды благодаря тем возможностям, которые они открывают для совершенствования и улучшения игры. С 2009 по 2010 гг., представляя американскую команду Evil Geniuses, я посетил несколько турниров World Cyber Games. Я не имел права играть, но смог выступить в качестве тренера команды.

Во время фризтайма я мог брать на себя обязанности капитана — в основном я говорил одному из игроков, что им нужно сделать в этом раунде. В большинстве своем я раздавал конкретные тактические указания, однако иногда говорил что-то в общем, я ждал от своих игроков импровизации. До меня весьма быстро дошло, что командовать проще, когда видишь экраны всех пяти игроков сразу. Если все сделать правильно и разрешить тренеру разговаривать во время раунда, это позволит командам стать гораздо лучше.

Вы больше не проиграете раунд, потому что игрок с плохими коммуникативными навыками забыл дать информацию, и сможете увидеть каждое убийство в его момент. Тренерство имеет множество преимуществ, и, если вокруг Counter-Strike будут крутиться деньги, достаточные для полноценной оплаты тренерской работы, тренеры появятся, потому что они улучшат игру команд.

За тренерством будущее, но я не уверен, что команда Titan, на которой мы сосредоточимся в этой статье в связи с их решением нанять тренера и, таким образом, стать первой топ-командой в мире с тренером, является правильным вариантом для проверки эффективности тренерства. Давайте быстро взглянем, почему нет.

Команде Titan тренер не нужен

Я думаю, все согласны с тем, что Кевин «Ex6TenZ» Дролан один из лучших капитанов, если не самый лучший. Если это так, то действительно ли Titan та команда, которая от тренерства много не выиграет? Я понимаю, что успешная команда должна искать соревновательные преимущества везде, но из всех топ-команд в мире Titan, я бы сказал, нуждается в тренере меньше всех. Вторыми я бы поставил Na`Vi.

Хотя в рамках турниров ESL тренерам разрешено разговаривать с игроками во время раундов — по крайней мере на стадии плей-офф, если верить словам Александра «crtmN» Нера — в большинстве своем они указывают на ошибки после раунда, чтобы помочь команде быстрее приспособиться к оппоненту, особенно по началу, а также занимаются всем, что связано непосредственно с предтурнирной подготовкой. Игроки живут вместе; у них было все доступное время, чтобы подготовиться, и, по-видимому, они это сделали. Зачем еще они позволили Ришару «shox» Папийону уйти?

«Титаны» уже способны придерживаться стратегического стиля игры; это значит, что помощь со стороны в этом отношении может даже навредить, поскольку мнения Дролана и нового тренера команды Артюра «le Poireau Malefique» Гийерме могут отличаться, таким образом создавая напряженность в команде. Также, это стиль, от которого команда пыталась отойти почти год. Они могли бы пользоваться решениями, которые в середине раунда предлагал Папийон, поэтому способности нового тренера мгновенно влиться в коллектив и предлагать уместные тактические решения остаются под вопросом.

Игровой дом (англ. gaming house — место, где команда живет и проводит свои тренировки; в отличие от буткемпа (bootcamp), где игроки находятся в среднем неделю перед турниром, игровой дом — это круглогодичное место дислокации команды. — прим. пер.) — еще один фактор, который нужно рассмотреть. Если бы команда Titan не могла бы себе позволить устраивать буткемпы перед турнирами, и ей бы в целом не хватало игровой практики, как, например, compLexity или iBUYPOWER, то игровой дом был бы тут хорошим подспорьем. Однако ситуация абсолютно зеркальная. И снова, я понимаю, что вы пойдете на все, что даст вам преимущество, но я не вижу, что бы команда выиграла от этого много.

Они наняли не того тренера

В моем понимании сила Дролана заключается в хорошей подготовке команды. Под этим я имею ввиду придумывание новых стратегий, их обкатку, знание каждым игроком того, что нужно делать и подготовка под соперников через просмотр демо-записей и анализ их игровых стилей. Все вышеперечисленное требует усердной работы и преданности делу — два ключевых качества для тренера.

Получается, что идеальный тренер — это тот, кто получает удовольствие от такой работы и очень хорошо умеет ее делать. Дролан не только досконально знает сильные и слабые стороны каждого игрока команды Titan, но и отличается трудолюбием и заинтересованностью в стратегическом аспекте игры. Наконец, Дролан не самый выдающийся фраггер — его KPR (количество убийств за раунд — прим. пер.) равен KPR Робина «Fifflaren» Юханссона, и вы едва ли найдете игру, где Дролан был бы главным «убивалой» своей команды.

Что «Титанам» следовало бы сделать, если есть такой выбор, — это сделать Дролана своим тренером, забросить глупую идею с игровым домом и вернуть назад Папийона, который способен принимать тактические решения в середине раунда, если этого нельзя будет делать Дролану. Команде нужна тактическая помощь в середине раунда и в плане скорости принятия решений, но тренер с этим помочь не может. Тренер может помочь Дролану больше сосредоточиться на фрагах, но как команда может позволить полному аутсайдеру брать игру на себя?

Если бы Дролан был тренером, а я уже видел, как это случится, то он уже доказал, что его подход к Counter-Strike может приносить результаты, и я не сомневаюсь, что команда бы ему полностью доверяла в его новой роли. Уступит ли Дролан малоопытному тренеру, в сравнении с собой и своими партнерами, право определяющего голоса при счете 14:14 на решающей карте? Сомневаюсь.

Знак отчаяния?

Еще раз повторюсь, умная команда предпримет любые попытки, чтобы получить любое возможное преимущество, включая тренера. Если тренер поможет Titan улучшить свои выступления хотя бы на пять процентов, этого может быть достаточно, чтобы преодолеть трудности в последующих турнирах. Они уже были очень близки к успеху с начала года, но все равно не достигали его.

Такой шаг можно расценить как знак отчаяния. Многие выказывали свое беспокойство по поводу решения Дролана играть более раскованно, если верить переводу интервью капитана французской команды Огюстом «Semmler» Массоннатом, т.е. близко к стилю игры, характерного для NiP. Titan уже играли так чуть менее года назад, и это принесло свои результаты. С другой стороны, насколько верно продолжать двигаться в этом направлении, и каким образом в данной ситуации может помочь тренер?

Текущий состав команды Titan не самым лучшим образом подходит для подобного стиля игры. Наблюдая за игрой команды вживую можно сказать, что внутриигровое общение игроков кажется беспорядочным, а спокойствие и сильная командная игра едва ли являются их сильными сторонами, в отличие от NiP. Бесшабашный игровой стиль, которым так славятся «Ниндзя», требует четкого внутриигрового общения, а также высокого уровня командной и индивидуальной игры. Сейчас «Титанам» может не доставать в каждом из этих компонентов, но тренер здесь не поможет.

Как по мне, так команде нужно просто повышать свой скилл, если они хотят двигаться в выбранном направлении и дальше. Вполне вероятно, что команда просто подготавливается к уходу Дролана позднее в этом году, ведь он намекал, что прошедший ESWC будет его последним. Но даже если так, то это очень большой и, если посмотреть со стороны, неоправданный риск. Тем не менее, будет очень интересно посмотреть, как сработает эта затея.
Источник
Поделиться:

Нет комментариев